No Image

Посуда из твердого фарфора

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Фарфор в общепринятом понятии — материал белого цвета, гладкий, блестящий, прочный, правда от удара может быть хрупким. Наше знакомство с фарфором, как правило, начинается с посуды и предметов интерьера. Хотя по своему назначению он делится на три группы: хозяйственный и художественный, применяемый в посуде и предметах интерьера; химический, из которого делают изделия для лаборатории; электротехнический, используемый в оборудовании. И сегодня мы обсудим, какие существуют виды фарфора в посуде, отличительные качества и особенности их внешнего вида.

Классификация фарфора

Если говорить о фарфоре более масштабно, исходя из истории, то этот материал можно разделить на две категории: европейский и восточный.

К европейскому фарфору относятся твердые, полумягкие и мягкие составы материала. И такое множество видов фарфора объясняется тем, что у европейцев были более благоприятные экономические и технологические возможности в то время, когда они «искали» рецепт этого белого материала. А на сегодняшний день европейцы опережают многих в производстве и способах декорирования именно твердого фарфора. Хотя мы знаем, что сам белый материал был изобретен в древнем Китае, правда, по характеристикам очень напоминающий фаянс.

Восточная линия, конечно, имеет историю китайского фарфора, что до сих пор отражается на формах изделий и их декорировании. Технология восточного фарфора предполагает производство без использования обжига при высоких температурах, от чего материал получается мягкий и полумягкий.

Оба вида фарфора — твердый и мягкий, используются в изготовлении посуды, столовых аксессуаров и предметов интерьера. Какие же отличительные свойства имеют эти два материала и в чем их различие?

Твердый фарфор

Твердый фарфор можно просто назвать фарфор. Это тот материал, характеристики которого соответствуют понятию «фарфор». Что именно?

  • тонкий помол компонентов, создающий однородность материала;
  • обжиг при высоких температурах;
  • белый цвет разных оттенков, от молочно-теплого, до голубовато-холодного;
  • твердая структура и высокая прочность. При разрезании пищи ножом на фарфоровой поверхности не остается следа/царапины;
  • при постукивании деревянным предметом появляется мелодичный звон;
  • при незначительной толщине имеет способность пропускать свет, становясь полупрозрачным;
  • «не боится» перепадов температуры;
  • абсолютно гигиеничен.

Самый большой недостаток материала – хрупкость от удара.

Характеристика внешнего вида фарфора может быть разной, если применяются низкие и высокие температуры обжига с нанесением глазури на поверхность. Причем от сложности рисунка глазурь может наноситься на изделие до шести раз. И столько же обжигов проходит предмет. Фарфор бывает:

  • Бисквитный — обожженный без глазури. Имеет шероховатую, матовую поверхность, которая со временем имеет свойство впитывать влагу. Используется в таком виде редко, иногда в дизайнерских изделиях для интерьера (большие вазы, статуи).
  • С твердой глазурью. Изделие имеет гладкую, блестящую поверхность. Для этого используется определенный состав глазури с примесью большого содержания кварца и других компонентов.
  • С глазурью, куда входит в большом количестве полевой шпат. Такие изделия отличаются молочно-матовой поверхностью.
  • С прозрачной глазурью. Самый простой рецепт, состоящий из большого количества извести и прочих ингредиентов.

Стоит отметить, что при производстве твердого фарфора идет тщательный контроль качества на всех этапах операций. Бракованная посуда после обжига иногда превышает порог в 20-25%. Поэтому цена на этот вид фарфора всегда достаточно высока.

Мягкий фарфор

Для повышения пластичности массы каолин заменяют большим содержанием полевого шпата, получая мягкий фарфор. Изделия из такого сырья проходят обжиг при температурах ниже 1350°С. Для них характерны: гладкая или рельефная поверхность; ровный или фигурный край; многообразие способов декорирования, как под глазурь, так и над глазурью (с использованием керамических красок, деколи, красок с драгоценными металлами). Такой материал делиться на несколько видов:

Полевошпатный фарфор

В своем составе имеет, помимо пластичной белой глины и кварца, большое количество полевого шпата. При изготовлении посуда проходит низкий температурный обжиг, что позволяет использовать разные способы декорирования. Краска наносится как под глазурь, так и над глазурью. Материал обладает большой плотностью, от чего изделия совершенно не пропускают свет.

Высокополевошпатный фарфор

Очень напоминает твердый фарфор, отличается меньшим содержанием глины, но большим количеством кварца и полевого шпата. Обжиг происходит на более низких температурах. В связи с этим тоже имеет больше возможностей для декорирования. При хорошей способности пропускать свет, обладает большей прочностью и термостойкостью. Часто используется в столовых и чайных сервизах, относится к категории — элитный.

Фриттовый фарфор

Материал считается одним из многочисленных видов керамики. Имеет в своем составе компонент – фритту, который уменьшает температуру плавления. Это позволяет делать обжиги на низких температурных режимах, соответственно декорировать изделия любыми способами. Фриттовый фарфор отличается прозрачностью и легкостью, но при производстве бывает много деформированных изделий (более 30%), что так же отражается на его цене.

Костяной фарфор

В своем составе имеет большое процентное соотношение костяной золы, полученной из костей крупных, рогатых животных. Отличается повышенной белизной (молочных и «теплых» тонов), прекрасно просвечивается. Технология обжига позволяет поверхность разнообразно и красочно декорировать. Правда при изготовлении формы изделий часто деформируются от высоких температур, что не может не сказаться на цене.

Считается, что некоторые виды костяного фарфора не слишком устойчивы к кислотам и щелочам, поэтому больше применяются в чайных и кофейных сервизах, нежели в столовых. Кстати, английский фарфор часто бывает костяным, являясь при этом мягким. Иногда материал используется, как «бисквитный» (без глазури) в изготовлении скульптур и больших ваз.

И если вернуться к классификации фарфора в категориях: восточный и европейский, то в последнем (европейском) каолина присутствует всегда больше, и обжиг в печи он проходит при высоких температурах. Это позволяет иметь более прозрачный материал, но ограничения по декорированию.

Так как при больших температурах «выгорает» большинство красок, европейские производители часто используют для этих целей технологию деколь — бумажные «переводилки» с рисунками, сделанные специальными красками, в том числе содержащие драгоценные металлы.

Восточные же производители наносят специальные краски под глазурь. Это позволяет применять более богатую палитру красок, так как используется невысокая температура обжига.

Производители фарфоровой посуды

Если говорить о компаниях, которые производят настоящий фарфор, то, конечно, это европейские бренды, имеющие многовековые истории. Все они изготавливают разные виды фарфора, но некоторые работают только с твердым материалом.

Читайте также:  Пленка для теплиц долговечная

Хочется отметить французское местечко Лимож, так как лиможский фарфор отличается особой белизной и твердость. Компания Haviland, расположенная в этом районе, производит изделия наивысшего класса и славится классическими дизайнами. Декорирование изделий этого бренда часто имеют инкрустации драгоценными металлами, от чего фарфор называют «президентским» или «королевским».

Немцы хорошо известны мейсенским фарфором. Отличается особым качеством Королевская фарфоровая мануфактура Берлин. Фабрика Розенталь имеет разные стилистические направления. В Чехии – фарфоровая мануфактура Богемии. Венгерская мануфактура – Herend (Херенд) известна не только качеством фарфора, но и своими необыкновенно художественными росписями, изящными формами и красочной палитрой цвета.

Столовая посуда из фарфора – принадлежность жилья, о котором говорят «дом – полная чаша». Фарфоровый чайный сервиз превращает обычный завтрак в церемониал. В хрупких чашечках и тарелочках вкус еды и питья меняется, а чайная посуда на столе в полном ассортименте: чашки, блюдца, чайник, сахарница, молочник – доставляет эстетическое наслаждение владельцу и поднимает его самооценку.

Что такое фарфор и какой бывает?

Фарфоровую посуду отличают белизна, прочность, в то же время легкость и прозрачность. Фарфор делается из обожженных глины, каолина и шпата. В зависимости от состава и способа обработки глины различают следующие виды фарфора:

Классификация осуществляется в зависимости от количества каолина: чем выше концентрация, тем качественнее фарфор.

Последнюю разновидность считают лучшей, настоящим фарфором, из которого делается элитная посуда. Он удивительно прочен, жароустойчив, с практически нулевым воздействием кислот. Внешне посуда из твердого фарфора утонченно прозрачна, белоснежна, с легчайшим намеком на синеву.

Мягкий фарфор содержит в большой концентрации стеклоподобные компоненты и незначительный процент глины. Такая посуда более прозрачна, но менее белая, не так прочна и термоустойчива.

Костяной фарфор назван так из-за добавления в состав извести из пережжённой кости. По цвету, прочности, твердости, прозрачности находится между твердой и мягкой разновидностями.

В зависимости от вида материала определяется назначение фарфоровой посуды. Ежедневная трапеза предполагает на столе твердый или костяной фарфор; как декоративное украшение чаще всего используется прозрачная и хрупкая посуда из мягкого материала.

Мировые бренды

В мире фарфора репутация и торговая марка решают практически все. Ведь именно они гарантируют соответствие нормам экологической и гигиенической безопасности. Купив брендовую продукцию, человек уверен, что не отравится, потребляя пищу с ярко расписанной тарелки. Как и века назад, сегодня это немецкий (особенно мейсенские статуэтки), российский, китайский, французский и английский фарфор.

Такая столовая и чайная посуда предлагается известными торговыми марками в области производства фарфоровых изделий:

  • Augarten – венская мануфактура, три века изготовляющая товар премиум-класса строго лимитированными тиражами. Стопроцентный хэнд-мэйд, выпускаемый по конкретному поводу. Это фамильные сервизы по спецзаказу с монограммами или гербами, коллекционные кофейные чашки или набор «тарелки года» из 365 штук.
  • «Императорский фарфор» – первый российский фарфоровый завод; сохранил производство в полном объеме. Предприятие-легенда, поставщик царского двора, выпускавший сервизы, включающие до тысячи предметов.
  • Meissen – старейший европейский бренд. За почти трехсотлетнюю историю не выпущено двух одинаковых изделий. Вся посуда и уникальные статуэтки расписываются вручную, без них не обходится ни один солидный аукцион.
  • Noritake – японская роскошь классических очертаний. Полупрозрачна на свету, декорирована золотом и платиной. Особо ценится экологически чистый костяной фарфор с оливковым отливом, рецепт которого – коммерческая тайна фирмы. Сервизы изготавливаются лимитированными сериями, после чего заготовки разбивают, сразу же превращая посуду в эксклюзив. Восточная утонченность дополняется практичностью: фарфор можно мыть в посудомоечной машине.
  • Royal Albert – производит костяной белоснежный английский фарфор более ста лет. Он не только красив, но и прочен. Поставщик королевского двора Великобритании.
  • Villeroy&Boch – выпускает костяную посуду с декором классических форм в бело-голубой гамме. Приверженцев асимметрии восхитят этнические коллекции. Вся посуда жароустойчива, не реагирует на микроволновку или посудомоечную машину.

Маркировка в виде товарного знака располагается на дне изделия с внешней стороны.

Если вопросы престижа не волнуют, а заботит лишь качество, стоит знать, что продукция разных сортов снабжается клеймом соответствующего цвета: первый сорт – красным, второй – синим, третий – зеленым.

Где используется фарфор?

Фарфор традиционно и широко применяют как материал для изготовления сервизов и отдельных предметов для принятия пищи.

Посуда для кухни из фарфора считается самой элитной в этом сегменте. Она гораздо престижнее стеклянной, фаянсовой или какой-либо другой. Это символ богатства, неподвластный времени или модным веяниям, обязательный элемент сервировки праздничного стола.

Существуют разные виды фарфоровой посуды: столового, кофейного и чайного назначения; эксклюзив для торжественных поводов или повседневного использования.

Дорогие чайные или столовые сервизы из твердого фарфора, ценимые за совершенную белизну, прочность и жароустойчивость – атрибут ресторанов класса люкс, частных трапез статусных лиц или богатых людей. В обычных домах если и есть, например, настоящий английский фарфор, то достают его из серванта по праздникам. На каждый день востребована посуда попроще: чашки, тарелки, блюдца в бюджетном исполнении. Но они все же престижнее, чем более тяжелая и непрозрачная фаянсовая посуда.

Один из свежих модных трендов у богатых людей – фарфор в стиле интерьера.

Вторая сфера использования фарфора – фигурки, статуэтки и другая мелкая пластика, используемая для декорирования интерьера. Наряду с традиционными модным хобби стало делать фигурки или цветы из холодного фарфора.

Состав называется так потому, что готовится при комнатной температуре или на небольшом огне. Для работы нужны вода, пищевая сода, крахмал, растительное масло. Смесь подогревается. Без какой-либо термообработки используется состав из крахмала, вазелина, соды и клея ПВА. Есть и похожие смеси с добавлением красителей. Но в любом случае собственноручно изготовленные поделки из холодного фарфора эксклюзивны и могут стать предметом гордости или началом бизнеса.

Декор

Посуда из фарфора может иметь рельефный или гладкий, монохромный или разноцветный декор.

Рельеф наносится на тарелки или стенки чашек гравированием либо перфорацией. Его отливают в специальной форме вместе с посудой, однако некоторые элементы изготавливают отдельно, после чего наклеивают.

Читайте также:  Откосы для железной двери

Гладкий декор выполняется под глазурью либо над ней. Подглазурную обработку имеет, например, китайская посуда: синяя роспись на белом фоне. Рисунок наносится на заготовку, которая вместе с глазурью поступает после этого на обжиг. Надглазурный метод означает роспись фарфоровой посуды цветной эмалью. Ограничивает применение этой техники скудная палитра.

Всегда на пике популярности классика: белая фарфоровая посуда без каких-либо украшений. Высшим сортам фарфора они не нужны – «порода» и так хорошо видна. Разнообразие лишь в дизайне форм, но и он элегантно-сдержан.

Для поклонников всего яркого выпускаются сервизы с оригинальным красочным оформлением поверхности.

Специалисты не советуют покупать наборы или отдельные предметы малоизвестных производителей, ярко декорированные в сочетании с перламутром – там могут обнаружиться кадмий или свинец.

Уход за изделиями из фарфора

Основная характеристика фарфоровой посуды – прочность и долговечность при бережном уходе. Уязвимой стороной является потемнение и утрата первоначального безукоризненного вида в процессе использования, но это не критично, если знать, как почистить ее грамотно. Изначальный блеск и белизну можно вернуть несколькими способами:

  • протерев посуду мягкой губкой, смоченной в скипидаре;
  • следы от кофе, чая или других напитков протирают крепким раствором соды или соли;
  • другие пятна удаляют теплым слабым раствором нашатыря;
  • нельзя оставлять фарфоровую посуду в воде надолго;
  • посуду с рисунком моют не слишком горячей водой;
  • красивая посуда не любит бытовую химию, особенно порошки-абразивы, которые способны исцарапать поверхность;
  • мыть лучше созданными специально для фарфора средствами или неагрессивными малоактивными, например, мылом;
  • лучше, если фарфоровая посуда моется вручную, чистится отдельно от других приборов, мягкой губкой;
  • на время мытья нужно снимать кольца, перстни, чтобы не поцарапать ее;
  • посуду с металлическим декором ни под каким видом не ставят в микроволновку или посудомоечную машину;
  • вымытую посуду протирают мягкой тряпочкой и сразу ставят сушиться.

Редко используемые фарфоровые тарелки перекладывают белой бумагой или салфетками, а чашки не выставляют горкой, чтобы не отбились ручки.

Оценка качества

Внешний вид во многом определяет качество фарфоровой посуды. Критерии визуальной оценки:

  • Эстетическая привлекательность: на сервиз, сахарницу или тарелку приятно посмотреть.
  • Настоящий фарфор не украшают пышным декором, рисунок присутствует лишь частично.
  • На свету материал лучшего качества прозрачен, с оттенками молока, сливок или свежевыпавшего снега. Определить настоящий оттенок изделия можно, посмотрев на его донышко.
  • В обычном или перевернутом положении чашки или тарелки устойчивы, не шатаются, не наклоняются.
  • Глазурь должна быть без трещин, вкраплений, царапин.
  • На донышке всегда есть неокрашенный ободок, позволяющий оценить изначальный цвет фарфора.
  • Проверка на слух. Качественный фарфор, если по нему несильно постучать, издает легкий мелодичный звон.
  • Тактильный тест. Фарфор, даже внушительный по виду, на самом деле легок. Качественную посуду отличает приятная гладкость, округлые края или детали декора, отсутствие зазоров, сколов, пористых вкраплений, шероховатостей, пузырей.

По плавным очертаниям, тонкости, деликатной художественной работе, преобладанию цветочных мотивов опознают, например, подлинный английский фарфор.

Настоящий фарфор продается лишь в крупных специализированных магазинах или у авторизованных дилеров с необходимой документацией.

Объект капиталовложений

Очень выгодной инвестицией может стать старинная посуда из фарфора – ее цена никогда не падает, а только растет.

Фарфоровая антикварная чашка или тарелка требуют бережности, но украшают интерьер любого стиля. Любят коллекционеры и статуэтки, особенно из Мейсена. Цена хорошо сохранившихся экземпляров мировых брендов достигает на аукционах тысяч долларов. Вожделенный предмет охоты знатоков – раритеты Императорского фарфорового завода, выполненные некогда для царской семьи России.

Хороший подарок, полезное хобби

Если вы не знаете, что подарить человеку, смело покупайте чашку и блюдце для чая. Эта чайная пара из фарфора иногда дополняется ложечкой и стаканом для воды. Подарок уместен почти в любом случае – почаевничать любят все.

Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Термин «фарфор» в англоязычной литературе (porcelain, портсилан) часто применяется к медицинской и технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Содержание

Состав и разновидности [ править | править код ]

В зависимости от состава фарфоровой массы фарфор также делится на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не только химическим составом, но и более низкой температурой обжига, а также повышенной хрупкостью и чувствительностью к колебаниям температуры.

Твёрдый фарфор [ править | править код ]

Твёрдый фарфор [en] , в состав которого входит 47—66 % каолина, 25 % кварца и 25 % полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).

Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью [1] . Твёрдый фарфор используется обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Мягкий фарфор [ править | править код ]

Мягкий фарфор [en] более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40 % каолина, 45 % кварца и 30 % полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий.

Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквитом. В эпоху классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия [2] .

Роспись фарфора [ править | править код ]

Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

При подглазурнoй рoсписи краски наносятся на неглазурованный фарфор после его обжига при температуре около 850 °C. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и подвергается высокотемпературному обжигу при температуре до 1350 °C. Для подглазурной росписи как правило используется синяя кобальтовая, значительно реже красная краска на медной основе, которая более чувствительна к обжигу.

Читайте также:  Подключение объекта к сетям электроснабжения

Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.

При обжиге происходит сплавление краски с глазурью, что делает роспись более устойчивой к внешнему воздействию. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей.

Особую группу красок для росписи фарфора представляют краски, в состав которых входят благородные металлы: золото, платина и серебро (так называемый аргентин). Золотые краски с более низким процентом содержания золота (10—12 %) обжигаются при температуре 720—760 °C (костяной фарфор обжигается при более низкой температуре, чем твёрдый «настоящий» фарфор). Эти краски более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине).

Золотые, серебряные пигменты для росписи по обожжённой глазури (также «люстры»), полирголь полировочный и порошковое золото и серебро (50-90-процентное) обжигаются при более высокой температуре вместе с красками. Полировочный полирголь и порошковое золото после обжига имеют матовую поверхность и цируются агатовым карандашом, при этом растушёвка узора не подлежит исправлению, поэтому такой вид обработки требует очень высокой квалификации). Сочетание матового и блестящего после цировки золота создаёт дополнительный декоративный эффект на фарфоре. Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12 % глянц. Декорирование фарфора глянцем является наиболее дешёвым способом украшения фарфора.

Надглазурная роспись выполняется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски подвергаются предварительному замачиванию на палитре на сутки и более. Перед нанесением краски тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар — и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи — чуть пожиже.

Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.

История [ править | править код ]

Твёрдый фарфор был впервые создан в Китае в период правления монгольской династии Юань и стал результатом долгого развития и усовершенствования керамики. Уже в то время ведущим центром изготовления предметов китайского фарфора стал город Цзиндэчжэнь. Несколько столетий (до изобретения европейского фарфора) Китай был монополистом в производстве фарфоровых изделий и экспортировал их в Европу, Юго-Восточную Азию, Персию и на Ближний Восток. Фарфор периода династии Мин с подглазурной кобальтовой росписью вызывал восхищение у европейских правителей и знати, и нередко становился предметом страстного коллекционирования. Фарфор появился также с 9-12 века в Монголии и Вьетнаме, также и в Корее. С 16 века китайские мастера стали украшать фарфор и надглазурной эмалевой росписью. Своего наивысшего расцвета китайский фарфор достиг в период правления первых императоров династии Цин, однако к концу 18 века искусство китайского фарфора стало приходить в упадок и в 19 веке практически утратило своё значение.

Попытки открыть секрет китайского фарфора предпринимались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу. Лишь в 1708 году саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру в результате многочисленных, и поначалу безуспешных попыток всё же удалось получить европейский фарфор (Мейсен) [3] .

В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году. В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора. Одновременно с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д’Антреколя (англ.) русск. , содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известными широкой общественности только в 1735 году.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.

Крупнейшая в мире частная коллекция советского фарфора принадлежит адвокату Александру Добровинскому, выставлялась в пяти залах Пушкинского музея [4] .

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector